Дворцовая набережная, 16
Чтобы выделить интересующий
нас особняк, отсчитайте девять окон от правого края этого сооружения и мысленно
удалите четвертый, надстроенный этаж. Можно сказать, что перестройка в большей степени пощадила дом
16,на Дворцовой набережной сохранивший хотя бы рисунок
оконных проемов и, частично; горизонтальные и вертикальные членения.
Но самое
главное — уцелели его интерьеры!
Войдите в парадное,
поднимитесь по широкой, двухмаршевой лестнице с ажурными мегаллическими перилами, и вас охватит атмосфера старинного петербургского особняка, хотя и
лишившегося изрядной доли былого великолепия.
Как жаль, что вот так, одним махом, вместо того чтобы
восстановить одно, уничтожили еще два превосходных здания, обезличив их скучным
фасадом. Конечно же, учитывая важную роль в перспективе набережной, следовало
отстроить дом 14 в его прежнем виде, как отстраивались сотни других зданий,
занимавших куда более скромное место в архитектурных ансамблях города.
Во флигеле, выходящем на
Миллионную улицу (дом 17), под слоем эклектического грима также можно
обнаружить первоначальные черты: характерный ритм окон, горизонтальную тягу
над воротами, да и сами ворота остались на том же месте, где были всегда.
Как выглядели описанные здания два с половиной века назад, можно
увидеть на чертежах из бесценной коллекции Берхгольца, хранящейся в
Стокгольме.
Постройка дома (два его флигеля составляют одно целое)
относится к началу 1730-х годов.
В это время
императрица Анна Иоанновна возвращает Петербургу значение столичного города,
переехав сюда из Москвы со всем двором. Вновь оживляется заглохшее было
строительство. Для ускорения его императрица издает ряд грозных указов, после
которых набережные Невы начинают пополняться новыми каменными домами. К 1732
году на «верхней набережной» (ныне Дворцовая) вырос большой трехэтажный дом
начальника Тайной розыскной канцелярии генерала Андрея Ивановича Ушакова,
некогда денщика и сподвижника Петра I. С тех пор оба флигеля неоднократно
переделывались в соответствии с менявшимися архитектурными вкусами.
В конце 1750-х А. Ф. Кокоринов
перестраивает бывший дом графа Ушакова для П. Г. Чернышева, отделав его внутри пышно и красиво, очевидно
еще в барочном духе.
В 1780— 1790-х годах зданию на Дворцовой набережной 16 придается классицистический
декор. В 1846-м набережный флигель перестраивается по проекту Н. Е. Ефимова в
стиле модного тогда итальянского ренессанса. Этот вид, в общих чертах, он
сохранял до момента окончательной перестройки в послевоенные годы, хотя в 1904
году архитектор Н. Т. Стуколкин внес некоторые изменения в фасад здания, утяжелив
его в формах уже несколько перезрелой эклектики. Флигель же
на Миллионной приобрел свой нынешний облик в 1899 году, после надстройки
четвертым этажом с одновременной переделкой фасада по проекту гражданского
инженера Ф. М. Вержбицкого.
Такова вкратце архитектурная история особняка на Дворцовой набережной 16. Но
интересны и судьбы людей, которые здесь жили; не все они известны, и тем больше
оснований познакомиться с ними поближе.
Итак, Андрей Иванович Ушаков —
первый владелец дома.
О том значении, какое приобрел сей государственный муж с
первых же лет правления Анны Иоанновны, говорит уже тот факт, что царица
ежегодно посещала устраиваемые им празднества по случаю дней его рождения. Об
одном из них «Санкт-Петербургские ведомости» от 23 августа 1733 года сообщали
следующее: «В прошедшее воскресенье в полдень изволили Ее Императорское
Величество с высокою своею фамилиею на учиненном от его превосходительства Генерала
Ушакова ради его дня рождения преславном банкете... присутствовать. Во время
обеда... из поставленных по сторону его на Heве- построенных палат пушек при
питии за здравие многократно палили, а после оного от гренадерской роты к
увеселению Ее Императорского Величества гранаты
бросаны были, которые, понеже оне в воде разорваться при
нуждены были, зело изрядное действие чинили».
Вероятно, нет надобности подробно останавливаться на
личности А. И. Ушакова. Благодаря роману В. Пикуля «Слово и дело» она
достаточно знакома. Но интересно отметить, что жестокий и беспощадный «пыточных
дел мастер» был нежным и любящим отцом. Свою единственную дочь Екатерину он
выдал замуж за крестника Петра I, графа Петра Григорьевича Чернышева
(1712—1778), сделавшего благодаря тестю блестящую карьеру. Чернышев был
человеком умным и небесталанным, но, отличаясь невероятной спесью, тщеславием
и высокомерием, не заслужил ничьей любви. Скупость его также была общеизвестна.
Очевидно, знал о ней и его родственник, будущий фельдмаршал С. Ф. Апраксин,
пасынок Ушакова; поэтому, сообщая в 1747 году Чернышеву о тяжелой болезни его
тестя, он не забывает приписать в конце письма: «...извольте быть без всякого
сумнения: что есть в доме вашем, то все будет в целости, так хотя бы вы сами
при том были».
В том же году А. И. Ушаков
умирает, и дом по наследству переходит к его дочери Екатерине Андреевне, матери
двух известных женщин своего времени: графини Дарьи Петровны Салтыковой и
княгини Натальи Петровны Голицыной («Пиковой дамы»). Благодаря Пушкину интерес
к последней не иссякает доныне, и она конечно же этого заслуживает, являясь
одной из самых колоритных фигур светского общества на протяжении многих десятилетий;
но и старшая ее сестра, Дарья Петровна, личность не менее замечательная. После
смерти матери в 1779 году особняк на Дворцовой набережной достается ей. Правда,
Салтыковы большей частью проживали в другом своем доме, принадлежавшем мужу и
находившемся на Галерной (Английской) набережной, сдавая дом жены внаем.
«Санкт-Петербургские
ведомости» периодически помещали объявления вроде нижеследующего,
напечатанного в 94-м номере за 1780 год: «В большой Миллионной и на набережную
дом Его Сиятельства супруги г. Генерал-Аншефа и Кавалера, Графа Ивана
Петровича Салтыкова Графини Дарьи Петровны под № 15 отдается в наем Генваря с
1 числа будущего 1781 года, в коем бельетаж довольно снабжен хорошими мебелями,
а протчих покоев и всяких служеб и погребов для большого дому весьма
достаточно; желающие нанять его, о цене осведомиться
могут в галерной набережной в доме ж Его Сиятельства...»
В собрании Эрмитажа имеются великолепные миниатюрные портреты супругов
Салтыковых, выполненные художником А. Риттом и дающие представление о
характере каждого из них.
Теги материала: